Главное меню:
Соглашение с Минобрнауки ПНИ «Суда и волны в полярных регионах»
Области применения ожидаемых научно-технических результатов. Области применения полученных результатов достаточно широки и включают использование
результатов климатического анализа для дальнейших комплексных исследований изменчивости окружающей среды, разработанные и усовершенствованные методики анализа данных дистанционного зондирования могут использоваться как раздельно для тематической оперативной целевой поддержки морских операций в Арктике, так и в составе автоматизированных систем мониторинга в онлайновом режиме, в сопряжении с системой идентификации судов (АИС), а также через интеграцию в бортовое программное обеспечение типа NavPlanner.
Можно выделить три основные целевые группы пользователей результатами проекта: судовождение и морская логистика; нефтегазовая промышленность и рыболовство:
1.Судовождение и морская логистика
В условиях изменяющегося климата, последствия которого особенно ярко проявляются в арктических регионах и, главным образом в летний период, площадь многолетнего льда существенно уменьшается и районы возможного плавания судов расширяется, в том числе за счет районов с разреженными льдами. Таким образом, значение данного исследования для обеспечения безопасного мореплавания трудно переоценить. На трассе Северного морского пути также растет объем перевозок и потребность в предоставлении информации о состоянии окружающей среды возрастает.
2.Нефтегазовая промышленность
Интерес нефтегазовой индустрии усилился с тех пор как международные нефтяные компании получили доступ к Штокмановскому месторождению в российском секторе Баренцева моря.Уникальный технический масштаб Штокмановского проекта нуждается в серьёзной научной поддержке для сохранения природных ресурсов региона Баренцева моря и безопасности человека. В ближайшие десятилетия планируется осуществить несколько похожих проектов в регионе арктического шельфа, где хранится 25% мировых запасов природного газа. Прежде всего для строительства буровых установок необходимо знать ледовые условия. Это побудило компании Statoil ASA и Total E&P профинансировать совместный проект KARBIAC Joint Industry Project (JIP), для получения статистических данных на основе модели морских ледовых условий для Карского и Баренцева морей. Но многие вопросы остаются нерешёнными, например, размер льдин после столкновения. Безопасность персонала и сохранение дорогостоящего оборудования в условиях наличия морского льда – одна из важнейших задач, стоящих перед нефтегазовыми компаниями. Проект SWARP позволит на основе спутниковых данных прогнозировать ситуации возникновения зыби, которая может вызвать сильные разрушения на буровых и добывающих платформах. Даже при минимизации возможных рисков разлива нефти, необходимо иметь возможности для разрешения форс-мажорных ситуаций. Для устранения разливов нефти в водах, покрытых льдами, необходимо знать о преобладающем типе льда, размерах льдин, о характере волнения. SWARP будет предоставлять высокоточную информацию. Планируется сотрудничество в рамках проекта с недавно созданной ассоциацией Arctic Response Technology JIP из Oil and Gas Producers (OGP) по вопросам моделирования траекторий разлива нефти в морском льду (http:// www.arcticresponsetechnology.org/).
3.Рыболовство
Прикромочная зона – особый регион и для экосистемы: усиление апвеллинга вдоль льда (Johannessen et al. (1983)), и возникающие ледяные вихри способствуют росту фитопланктона, принося питательные вещества к зоне фотосинтеза. Обилие пищи делает эти районы очень привлекательными для многих видов рыб, что привело к увеличению количества рыболовецких судов, курсирующих вдоль прикромочной зоны. Рыболовецкая промышленность – одна из ключевых групп пользователей в проектах MyOcean, и SWARP, активными участниками являются Норвежский Институт морских исследований (IMR) и Международный Совет по исследованию моря (ICES).